Даниленко Николай Никитович
(24.10.1921 - 30.06.1987)
Герой Советского Союза
Родился в п. Ракитное Курской (Белгородской) области. В РККА с 15.12.1940. Гвардии мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан, майор, подполковник. Воевал в 18-ом гв. истребительном авиаполку 202-й истребительной авиадивизии Западного фронта, в 303-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Воронежского и 3-го Белорусского фронтов. Награждён орденами Отечественной войны 1 ст. (29.07.1943), Красной Звезды (05.01.1944, 23.07.1944), Красного Знамени (26.12.1944), медалями "За взятие Кёнигсберга", "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". 19.04.1945 присвоено звание Героя Советского Союза (орден Ленина и медаль"Золотая Звезда").
В атаке «Белые молнии»
Николай Никитович Даниленко родился 24 октября 1921 года в п.Ракитное. В 1937 году приехал в Электросталь и поступил в школу ФЗО одного из предприятий. После окончания учебы работал на этом же предприятии. Вступил в члены ВЛКСМ. Когда был брошен клич: «Комсомолец, на самолет!» и поставлена задача подготовить 100 тысяч летчиков, Николай вместе с друзьями в ноябре 1939 года поступил в Ногинский аэроклуб.
Уже были бои у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, война с Финляндией. Чувствовалось дыхание приближавшейся «большой войны». Молодые курсанты серьезно и глубоко осваивали авиационные специальности, готовясь стать защитниками родного неба.
После успешного окончания аэроклуба Николая в декабре 1940 года направили на дальнейшую учебу в знаменитую «Качу» - Качинскую Краснознаменную авиационную школу пилотов в Крыму. Там и застала война Николая Даниленко. Курсанты уже летали на истребителях И-16 – «ишачках», как называли их будущие летчики. Училище было передислоцировано на Волгу, в г. Красный Кут. Напряженная учеба продолжалась. После окончания «Качи» Николай был направлен в учебную эскадрилью запасного авиаполка.
Весной 1942 года 20-летний летчик-истребитель Николай Даниленко прибыл для прохождения дальнейшей службы в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк, входивший в состав 303-й истребительной авиационной дивизии. Этот полк имел славные традиции. Еще перед войной он по праву считался одним из лучших в истребительной авиации ВВС.
Полк в июле 41-го года прибыл из Хабаровска на Северо-Западный фронт и сразу же вступил в бой с вражеской авиацией в районах Новгорода и Старой Руссы, сражался на дальних подступах к Ленинграду и в битве за Москву. В марте 1942 года он стал гвардейским.
С марта по июнь 1942 года полк в боях не участвовал - осваивали новый истребитель ЯК-1, после чего вновь начались боевые будни. Николай в первых же своих вылетах зарекомендовал себя отважным воздушным бойцом, внимательно следил и перенимал опыт уже бывших в боях летчиков.
Он по натуре был скромным, тихим, даже застенчивым парнем, дело свое делал не напоказ, не думал и о наградах, исходя из того, что «бой идет не ради славы, ради жизни на земле». Он еще не научился вести бои и одновременно фиксировать место падения сбитого самолета. Поэтому первые два сбитых вражеских бомбардировщика не были зачтены в актив его побед.
За годы войны Н.Н. Даниленко совершил 256 успешных боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых сбил лично 16 фашистских самолетов. Сухие цифры, но говорят они о многом. В этих боях были и мастерство, и мужество, и отвага советского летчика.
У самолетов 303-й авиадивизии был отличительный знак – белые молнии. Это были молнии возмездия. Такой же знак был и на «яках» французских летчиков эскадрильи «Нормандия», входящих в состав дивизии. Кроме белых стрел и советских опознавательных знаков, на самолетах французов были также знаки французских ВВС. «Нормандия» вошла в состав 303-й авиадивизии в апреле 1943 года и сразу же включилась в боевую работу. Уже 24 апреля она совместно с советскими летчиками нанесла мощные удары по крупным вражеским силам на аэродромах в Брянске и Сеще. С той поры и до конца войны боевой путь эскадрильи полка «Нормандия» был тесно связан с боевым путем 18-го полка. 28 ноября 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Неманский».
За три года пребывания на фронте Николай Даниленко проявил себя настоящим асом. Когда в атаку шли «Белые молнии», гитлеровским самолетам не было спасения. Пленный летчик говорил: «Наши летчики встревожены большими потерями, понесенными за последнее время от русских истребителей, у которых на борту нарисованы белые молнии. Многие считают, что на этих самолетах летают русские асы, и поэтому боятся встречаться с ними. Наше командование приказало всем летчикам при встрече с «Белыми молниями» оповещать об этом по радио сигналом: «Внимание! В воздухе русские истребители «Белые молнии!».
Особенно жаркие воздушные бои вели «Белые молнии» в небе над Смоленщиной. В воздухе все чаще стали появляться истребители врага с желтой полосой вокруг фюзеляжа и с желтыми консолями крыльев. Это опознавательный знак эскадры «Мельдерс». Укомплектовывалась она отборными асами – теми, у кого было на счету не менее дюжины сбитых самолетов. Воинские звания в ней летчикам присваивали на одну ступень выше, чем в других эскадрах. И оклады они получали двойные. Словом, враг перед «Белыми молниями» был серьезный. Это требовало от наших летчиков осмотрительности, предельно слаженных действий, мастерства.
При встрече с таким противником важно было захватить инициативу. Из поединков с «мельдерсовцами» «Белые молнии» вышли победителями. В период Смоленского сражения Николай Даниленко сбил 5 фашистских самолетов, но однажды и сам был сбит в неравной схватке. Ему удалось на подбитом самолете пересечь линию фронта и выпрыгнуть с парашютом над своей территорией.
Памятными были бои для 18-го гвардейского истребительного полка в октябре 1943 года, когда войска Западного фронта начали наступление на Оршанском направлении. Гвардейцы совместно с полком «Нормандия» вели интенсивные боевые действия.
В то время в наступлении войск Западного фронта впервые участвовала 1-я польская пехотная дивизия им. Тадеуша Костюшко. Она вступила в бой 12 октября в районе Ленино. Узнав об этом, фашисты решили во что бы то ни стало разгромить ее, в том числе и ударами с воздуха. На летчиков 18-го гв. ИАП и «Нормандия» командование возложило задачу прикрыть дивизию польской пехоты. Задача была успешно выполнена. В этих боях также отличился Николай Даниленко, сбив два фашистских стервятника, но сам был на волоске от смерти.
А случилось это так. Даниленко вместе с напарником атаковал два фашистских бомбардировщика «Хейнкель-111» и сбили их. Затем общими усилиями был сражен еще один бомбардировщик. Это заставило противника развернуться на обратный курс. Группа наших истребителей вернулась на свой аэродром. И тут выяснилось, что Николая Даниленко нет.
Вскоре на взлетно-посадочной полосе с ходу, не выпуская щитков, приземлился ЯК. У него все горючее было выработано. Н. Даниленко доложил, что когда наши истребители пошли в атаку, он увидел 4 истребителя «Фоке-Вульф - 190». Они заходили нашим самолетам в хвост. Н.Даниленко вступил с фашистами в неравную схватку. Отважный летчик сбил один самолет, но силы были неравными. Гитлеровцы, предчувствуя легкую победу, накинулись на нашего летчика втроем. Они зажали сильно поврежденный ЯК, словно в тиски, но Н.Даниленко продолжал бой, мало - помалу оттягивал на свою территорию.
Боеприпасы кончились. Оставался один выход - идти на таран, в лобовую атаку на фашистские самолеты. «Пусть сам погибну, но одного собью еще», - решил отважный летчик. Но фашисты трусливо отворачивались в сторону. Тогда Николай моментально принимает дерзкое решение. Спикировав вниз, он понесся стрелой на свою территорию. С поврежденным крылом, без горючего он сумел добраться до своего аэродрома. Видимо, у фашистских самолетов тоже кончалось горючее и были израсходованы боеприпасы, - они повернули в сторону расположения своих войск. Мастерство и воля помогли нашему земляку выйти из тяжелой ситуации.
Большой и славный путь – от Москвы до Кенигсберга прошли воины 18-го гвардейского Витебского истребительного авиационного полка. 7 самых храбрых летчиков полка стали Героями Советского Союза. В их числе Николай Никитович Даниленко, удостоенный этого высокого звания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Он также кавалер двух орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды и многих медалей. Так высоко Родина оценила боевые подвиги отважного летчика.
День Победы Н.Н. Даниленко встретил в Восточной Пруссии в должности заместителя командира 2-й эскадрильи своего родного 18-го гвардейского авиаполка. 15 июня 1945 года сорок «яков» взлетели с аэродрома Эльбинг, взяв курс на Париж. Это улетали на родину французские летчики-добровольцы полка «Нормандия-Неман».
У Николая Даниленко было среди них много боевых друзей. И было грустно сознавать, что французские летчики улетают насовсем. Но фронтовая дружба не прекратилась. Когда состоялась премьера кинофильма «Нормандия-Неман», в Москву прилетели французские друзья во главе со своим бывшим командиром генералом Пьером Пуядом. Встреча была исключительно теплой, советские и французские летчики вспоминали минувшие бои, своих товарищей, погибших в общей борьбе с фашизмом, клялись в верности фронтовой дружбе и, конечно же, дружно исполнили песню «В небесах мы летали одни…»
… После войны Н.Н. Даниленко служил в ВВС еще до 1954 года. После увольнения в отставку по болезни жил и работал в Москве. Принимал активное участие в военно-патриотической работе с молодежью.
30 июня 1987 года Герой Советского Союза подполковник в отставке Николай Никитович Даниленко скончался. На письменном столе в московской квартире Н.Н. Даниленко стоит изготовленная и подаренная ему ОКБ А.С. Яковлева миниатюрная модель самолета ЯК-3. На фюзеляже – белые молнии и цифра «22» - бортовой номер самолета Героя, а также 16 звездочек - количество лично им сбитых фашистских стервятников.
Герой Советского Союза Николай Никитович Даниленко – наш земляк. В его честь в Ракитном названа одна из улиц – та, где он жил и где живет его брат Александр Никитович Даниленко.
Пусть образ и дела отважного летчика Н.Н. Даниленко помогают воспитывать молодежь в духе патриотизма, любви и преданности Родине.
П. Кочейшвили. Газета «Наша жизнь» от 22.04.1995 г.